Главная

Архимандрит Вениамин (Гаршин)

Предисловие к публикации об архимандрите Вениамине (Гаршине). (г. Бузулук - Харбин - Шанхай - Япония - Австралия)

публикация в pdf формате - отец Вениамин Гаршин

Ссылка на журнал Русский Паломник

Моя первая публикация о роде Гаршиных, стала возможной поддержке отца Германа Платинского (Подмошенского), с которым я познакомилась в скиту блаженной Ксении Петербуржской в Северной Калифорнии, где время от времени я бывала. Платина - местечко в Северной Калифорнии, в предгорье Сьерра-Невада, где в конце 70-х годов был основано Братство Святого Германа Аляскинского двумя подвижниками - отцом Серафимом Роузом и отцом Германом Подмошенским. Сейчас там построен монастырь, который служит центром христианского просвещения во всем мире, там живет и трудится небольшая монашеская община. В 9 милях от мужского монастыря в лесу расположен женский скит святой блаженной Ксении Петербуржской. Сейчас братство св. Германа Аляскинского принадлежит к юрисдикции сербской православной церкви, и на протяжении многих лет монастырь служил местом паломничества всех скорбящих русских людей и православных американцев. Отец Герман - главный редактор журнала Русский Паломник и много лет занимался сбором и публикацией материалов о российских новомучениках. Такие материалы были опубликованы на русском и английском языках.

Родовое поместье дворян Гаршиных находилось в Задонском уезде, Воронежской губернии, в деревне Подгорное. Долгое время  Воронежская губерния  была пограничной русской землей с многочисленными городами-крепостями, охранявшим юго-восточные рубежи Российского государства. Эти земли заселялись служилыми людьми, наделявшимися поместьями, но готовые  по первому зову явиться в полки. Во второй половине XVII века необжитые, истерзанные постоянными набегами татар земли превращаются в густонаселенный район с центром торговли с Доном и Югом страны. Именно тогда и появились первые письменные свидетельства о Гаршиных.  В гербе рода в центре лазурового щита стоит прямо-поставленный православный осьмиугольный крест, у подножия креста три розы. Щит увенчан дворянским шлемом и короной и выходящей из нее в серебряных латах облаченной рукой с мечем. «Крест в голубом поле означет верность Отечеству, розы означают дарование, а рука, держащая меч, означает военную службу.»

С XVIII века безвестный дотоле городок Задонск приобрел славу Иерусалима Русского. А обязан он этим пребыванию в  монастыре архиепископа воронежского Тихона, уже при жизни почитавшийся народом за святого. После кончины Святителя стекались в Задонский монастырь толпы нищих, больных и оборванных людей, жаждущих исцеления от прикосновения к "святым мощам". Не было в городе XIX века улицы, на которой бы не нашли вы постоялый двор для приезжающих к мощам Тихона Задонского.»

Мой первый храм в Сан-Франциско, куда я попала,  был приют имени святого Тихона Задонского, где служил, работал и жил великий русский святой Блаженный Иоанн Чудотворец. В этой небольшой домовой церкви находится келья Владыки Иоанна, и мое внимание было приковано именно к этому почитаемому святому, а святой Тихон Задонский как-то оставался в стороне от моего сознания. В начале сентября 2004 года  я уехала паломницей в Платину, где жила и работала в женском скиту имени святой Ксении Петербуржской. Отец Герман, Платинский (Подмошенский)  попросил меня помолиться Тихону Задонскому о здоровье и благополучии.

Много ранее, я была приглашена на именины батюшки, где, в трапезной,  я познакомилась с одним «старорусским» импозантным стариком –Шибалиным Павлом Львовичем. Он – дворянин, страстный коллекционер оружия и любитель русской истории и археологии, поинтересовался откуда я родом. Я ответила, что я из рода писателя Гаршина. И он сказал, что в Харбине был священник о. Вениамин (Гаршин), который преподавал Закон Божий в Коммерческом училище для мальчиков во сороковые годы. Я запомнила это имя, и спустя некоторое время, Павел Львович привез мне плохую копию фотографию из Москвы, от некого Николая Эпова, где о. Вениамин сидит рядом с Владыкой Иоанном в кругу юношей на встрече Юношеского кружка имени Святого Иосафа Белгородского.

Так я узнала, что о. Вениамин был близок к Владыке. Кроме того, все знавшие его детьми, отзывались о нем с большой симпатией. Теплый человек. Сделав поиск по сети, я выяснила, что он уехал в Австралию, и умер в 1995 году. Связавшись с архивистом Американской Православной Церкви Алексом Либеровским, я смогла получить первые факты его биографии.

Предположительно,одна из ветвей Гаршиных расселялась вниз на юго-восток страны в Самарскую и Оренбургскую области, откуда и происходил родом отец Вениамин Гаршин. Это конечно, гипотеза, но вполне вероятная

Три года я занималась поиском материалов семьи Вениамина Гаршина. К сожалению, потомков этой семьи не осталось, хотя в семье было три брата. Один брат погиб, другой - бездетный, а третий - монах, поэтому все свидетельства их жизни удалось узнать от людей, которые были сильно младше, и помнили семью по Харбину, или были учениками отца Вениамина в Шанхае. Из Австралии, где отец Вениамин прожил 25 лет, не удалось узнать практически ничего. В храме, где он служил, о нем не помнят за давностью времени. Поэтому статья, которая была написана, собиралась по крохам. Мне помогали отдельные люди, с документами, фотографиями, воспоминаниями. Таким образом, я нашла Леонида Маркизова, который опубликовал замечательные воспоминания о жизни в Харбине в 30-е годы. Мне они очень понравились, так как в них я воссоздан дух города и эпохи, написаны талантливо. Сам Леонид после войны оказался в России и жил в Сыктывкаре.  Мне удалось с ним поговорить за несколько месяцев до его кончины.

Главная

Хостинг от uCoz